На главную страницу         

Что же такое каста?

    Индийским кастам, буквально нет числа. Поскольку каждая имеющая наименование каста делится на множество подкаст, невозможно даже приблизительно подсчитать число социальных единиц.
    Принадлежность к касте определяет все обычаи: члены касты рождаются, воспитываются, вступают в брак, дают имена своим детям, обучают их, сообщают им специальные знания, соблюдают все ритуальные церемонии и, наконец, после смерти бывают преданы сожжению ( а некоторые - погребению) - все это происходит и производится с теми правилами, которые предписаны каждой касте древним религиозным законом.

    Свыше двух тысяч каст существует в Индии. Каждая каста живет в соответствии со своей дхармой - с тем сводом предписаний и запретов, создание которого приписывается богам. Дхарма определяет нормы поведения членов каждой касты, регулирует их поступки и даже чувства. Дхарма - это то неуловимое, но непреложное, на что указывают ребенку в дни его первого лепета. "Каждый должен поступать в соответствии со своей дхармой, отступление от дхармы есть беззаконие" - так учат детей дома и в школе, так повторяет брахман - наставник и духовный руководитель.

    Дхарма каждой касты диктует ей внутрибрачие - только девушка из твоей касты воспитана в такой же дхарме, как ты, поэтому только она может стать твоей женой и матерью твоих детей, - и редкая семья возьмет в жены юноше девушку из другой касты. Иногда допускаются исключения. И допускается женитьба на девушке из касты, стоящей на одну ступень ниже по лестнице этой иерархии, - но даже в наше время такие браки не часты.

    Высшие не должны общаться с низшими - ни есть вместе, ни пить из их рук, ни курить вместе, ни смотреть на их женщин, ни разрешать своим детям играть с их детьми. Даже тип одежды, несмотря на все кажущееся ее однообразие, меняется от касты к касте и заметно отличает члена высшей касты от члена низшей касты. Одни обертывают бедра широкой полосой ткани, ниспадающей до лодыжек, у других она не должна прикрывать колени, женщины одних каст должны драпировать свое тело в полосу ткани не меньше семи или девяти метров,тогда как женщины других не должны употреблять на сариткань длиннее пяти метров, одним предписано употреблять определенный тип украшений, другим он запрещен, одни могли пользоваться зонтом, другие не имели на это права и т.д. и т.п. Характер жилища, пищи, даже сосудов для ее приготовления - все определено, все предписано, все изучено с детства членом каждой касты.

    Вот почему в Индии очень трудно выдать себя за члена какой-нибудь другой касты - такое самозванство будет немедленно разоблачено. Только тот сможет сделать это, кто много лет изучал дхарму чужой касты и имел возможность практиковаться в ней. Да и то он может так преуспеть только вдали от своей местности, где ничего не знают о его деревне или городе. И вот почему самым страшным наказанием за совершенное престкпление против дхармы было исключение из касты.
    Шудры - одна из низших каст

    Многие исключенные из каст оставались жить вне рамок всяких каст. Эти внекастовые стояли еще ниже неприкасаемых - вне всяких законов, вне правил. Нищенство становилось уделом большинства из них, потому что в четком расписании жизнедеятельности кастового общества им не было места, не было применения их рабочим рукам. В горячие дни сбора урожая или посевных работ им удавалось наняться на работу за миску просяного отвара и сноп соломы, но и то не везде, так как в каждой деревне есть свои нуждающиеся и человеку из касты всегда окажут предпочтение. Собирая волокнистые травы в джунглях, они плели циновки на продажу в города, они прибивались к племенам, они начинали бродить по стране с дрессираванными животными, как цыгане, - словом, приспосабливались к жизни, как только было возможно. Заключая браки друг с другом, они, по сути дела, объединялись в новую касту - касту внекастовых. Они становились одним из источников пополнения слоя низших каст.
    Брахманы - высшая каста.

    "Каста всегда очевидна, как очевидна красота или уродство", - говорят в Индии.
    Каждый твердо знает свое место в обществе, свое социальное гнездо. Низкое или высокое, плохое или хорошее, онопринадлежит ему по праву, по самому неотъемлемому из прав. Будучи членом определенной касты, он безоговорочно располагает целым рядом из прав. И тоже неотъемлемых. И знает, что в случае нарушения кем-нибудь этих прав он может обратиться за поддержкой к кастовому панчаяту и члены панчаята вступятся за него, обязаны вступиться.

    Он также твердо знает, как он должен относиться к членам всех других каст, и это отношение становится с пяти-шестилетнего возраста естественным, как дыхание. Все это тоже "атмосфера". И предмет гордости. Каждый член любой касты знает, что общество никогда не покушалось на его кастовые права, что здесь он располагает любыми гарантиями, если только сам не нарушает законов касты. И, как это ни парадоксально звучит, члены даже самых низких каст действительно гордятся своей принадлежностью к касте, определенностью своего положения, своим правом на поддержку со стороны всей касты в целом, на ее участие во всех семейных праздниках и событиях и на право своего участия в делах каждого другого члена их касты. Одним словом, человек гордится тем, что имеет социальное гнездо, место и положение которого обеспечены общепринятым и общепризнанным древним законом.
    Так сражаются настоящие кшатрии, одна из высших каст.

    Четыре касты — шудры (слуги), вайшьи (ремесленники), кшатрии (воины) и брахманы (священнослужители) — это четыре духовных уровня человеческого сознания,

    Конституция Индии не отменяет каст, она лишь объявляет их равными перед лицом закона и дарует им всем равные права. И конституция и уголовный кодекс объявляют наказуемыми всякие действия, направленные к дискриминации членов тех или иных каст. И это уже очень много. Впервые в истории Индии закон может встать на защиту члена низкой касты против члена высокой.





Hosted by uCoz