На главную страницу          Каменные цветы индийской земли.         

На страницу"Тадж-Махал" (видео)         На страницу "Тадж-Махал" (фото)        

Тадж-Махал - памятник любви.



       Дворцы, беседки, павильоны, мавзолеи буквально осыпали землю Индии, как драгоценные камни. И лучшим, первейшим, несравненнейшим из числа памятников индо-мусульманского искусства был. есть и пребудет вовеки Тадж-Махал,

беломраморная поэма Агры.

       Три столетия гремит в мире его слава, и не только не умолкает, а становится с каждым годом все шире и шире. В наше время нет ни одного мало-мальски образованного человека, который не знал бы, что такое Тадж-Махал, памятник совершенной любви, творение совершенного мастерства.

       В память о своей бессмертной любви воздвиг Шах Джахан мавзолей Тадж-Махал - одно из чудес света, "белый сон, застывший над водою", - памятник привлекающий в Агру и сейчас миллионы паломников и туристов.

Шесть сотен бриллиантов и много тысяч полудрагоценных камней было использовано для инкрустации стен мавзолея.

Он прекрасен утром и днем, при солнце и под муссонными тучами,

он изумителен на вечерней заре,

но ни с чем в мире нельзя сравнить его красоту ночью, лунной ночью.

       Много других бессмертных творений индо-мусульманского зодчества озаряет луна, свершая свой ночной поход. Но кажется, что индийская луна влюблена в Тадж-Махал. Влюблена еженощно, год за годом, век за веком. Так и кажется, что она восходит только для него и спешит подняться в небо, чтобы скорей окутать, залить, заласкать его своим сиянием. К сожалению, не всем выпадает радость видеть Тадж-Махал под луной.

Под луной, над шпилем Тадж-Махала сверкает северная звезда, и весь он приподнят над темным садом, над собственным белым отражением в черной воде бассейна,

над всей страной, над всей землей.

       Представьте, вы медленно идете вдоль бассейна по плитам цветного мрамора, и Тадж таже медленно надвигается на вас, растет перед вашим взором, уходит все выше и выше в звездное небо Четыре белых минарета вознесены по четырем углам его высокого пьедестала, как четыре свечи, и он между ними такой, как будто изваян весь целиком из самого вещества этой белой сверкающей луны. Высоки и прямы его линии, тонка резьба на мраморе стен, а купол, венчающий чело, так совершенен, что неотделим от воздуха налитого лунным светом, исполнен самой стихии этой звездной лунной ночи.

Можете стоять, закинув голову и видеть только Тадж на фоне звезд и не видеть земли, и тогда кажется, что он медленно плывет по небу в сиянии луны, подобный белому надмирному кораблю. И теряешь чувство времени, отдаляется куда-то вся жизнь, растворяютя мысли - ничего не остается в мире, кроме этого небесного чертога, сияющего в ночи перед вашим взором.







       "Люди, которые создали Тадж-Махал, были суфийскими мистиками, которые знали что такое медитация. Они создали Тадж-Махал таким образом, что если в ночь полнолуния вы будете просто сидеть рядом с ним, ровно в девять часов вечера, вы будете смотреть на самое красивое архитектурное произведение во всём мире, вы обнаружите, что внезапно стали безмолвными, умиротворёнными, безмятежными. В ночь полнолуния, когда луна восходит прямо на середину неба, Тадж-Махал становится величайшим объектом медитации, которое создал человек. Красота его настолько велика, что ум просто теряет себя, он не может постичь её, поэтому он становится безмолвным." Ошо.

       «Если вы медитируете на Тадж-Махал в ночь полнолуния – вы почувствуете, как внутри вас происходят великие изменения. Это произведение искусства создано суфиями, это послание любви. Если вы в ночь полнолуния подойдёте к Тадж-Махалу и сядете рядом, размышляя о Тадж-Махале, и не будете говорить такие глупые вещи, как: «Как прекрасно!» Если вы будете просто медитировать, воспринимать, вы почувствуете, что в вас поднимается великое озарение. Когда начнёт восходить луна, что-то начнёт подниматься и в вас. И когда будет исчезать шум города, будет исчезать и шум вашего ума. Вы можете получить огромный опыт медитации благодаря Тадж-Махалу. И это будет не только опыт медитации. В этом отличие Тадж-Махала и пещер Аджанты. Когда происходит медитация, вы начинаете чувствовать, что переполняетесь любовью. В Аджанте любви не будет, будет только медитация. Пещеры Аджанты были построены буддистскими мистиками, которые верили в осознанность и только в неё. Суфии же верили в любовь, а медитация – её часть». Ошо.

       «Около двух часов я созерцал Тадж-Махал при свете полной луны. Он был совершенно необычен, не похож на то, что казалось точным при свете солнца. Он напоминал огромный цветок, распустившийся перед вечностью и бросивший вызов своей красотою самой этой Вечности. Я воображал себя сидящим внутри его стен, чувствующим переливы лунных лучей на его мраморе, идущим по его главной "дороге", которая кажется из воды, но в которой растворяются все обманы и исчезают все земные маски. И в самой глубине его я слышал великую песню человеческой любви, любви, которая покорила Небеса и низвела их на землю. И если смерть когда-то разрушила мечты и семью великого императора, то он в ответ разрушил саму смерть, победив её своей лебединой песней перед Мирозданием». Ошо







       Тадж-Махал был построен шахом Джаханом (1628-1658) в честь любимой жены, Мумтаз Махал, которая умерла при родах.


Тадж-Махал создан в стиле мугал - смеси традиций индийской, персидской и исламской архитектуры. В комплекс входят пять основных элементов: ворота, сад, мечеть, джаваб и сам мавзолей. Строительство началось в 1632 году и продолжалось 15 лет, в нём принимали участие более 20 тыс. рабочих. Основным материалом при строительстве мавзолея был белый джодхпурский мрамор, который доставляли к месту строительства за 300 километров. Поверхность его инкрустирована драгоценными и полудрагоценными камнями, а для орнаментов использовался чёрный мрамор. В 1983 году мавзолей Тадж-Махал был внесён в список объектов, находящихся под охраной ЮНЕСКО.

       Этим именем, «украшение дворца», называл Арджуманад Бану Бегам ее будущий свекор, грозный шах Джангир. Молодая жена приходилась племянницей матери Джахана и дочкой первому визирю. Впрочем, на этот счет существует много легенд, самая романтичная из которых гласит, что принц Кхуррам встретил на базаре прекрасную бедную девушку с бусами из дерева в руках, и так она на него посмотрела, что не видел он больше окружавшей грязи и нищеты, и твердо решил взять в жены красавицу, чтобы не разлучаться никогда. Точно известно, что в тот год (1612) ей было 19 лет, довольно много даже по меркам современной Индии.
       У Шаха Джахана, как его стали почтительно называть после восшествия на престол в 1628 году, был большой гарем, как и полагается такому высокому правителю. Но супруги так нежно любили друг друга, что французский врач, философ и путешественник Франсуа Бернье, проживший в Индии двенадцать лет, отмечал в своих записках, что Шах Джахан «не обращал внимания на других женщин, пока она была жива».
Мумтаз Махал, единственная из жен сопровождала его даже в далеких военных походах, стойко перенося все тяготы вместе с мужем, единственный человек, которому он полностью доверял и даже советовался!
За 17 лет счастливого супружества у них родилось 13 детей. И вот, всего год спустя, в 1629 году его настигло горе: Мумтаз Махал не пережила тяжелых родов 14-го ребенка. 36 лет для женщины в те времена был очень солидный возраст, а частые роды изматывали здоровье. Это случилось в лагере, разбитом под Бурханпуром, в шатре Шах Джахана, который возвращался из победоносного похода в Декан. Там же хотели похоронить и Мумтаз Махал. Шах был на грани самоубийства. Его голова навсегда скорбно опустилась, волосы поседели.
Через полгода вдовец перевез тело в Агру, где он решил воздвигнуть мавзолей, по красоте достойный его любимой женщины, а по величию - силы их чувств.
       Во период правления Великих Моголов, Агра наравне с Дели считалась столицей империи, достигшей к тому времени своего расцвета. По традиции, в пригороде, на берегу Джамны и было решено возвести здание. Место выбрано было удивительно удачно, ни одно землетрясение еще пока не причинило серьезного ущерба мавзолею. Здание строилось 22 года, на строительство собрали со всей страны больше двадцати тысяч человек. Главный архитектор, ширазский Устад (что означает «мастер») Иса Кхан получил неограниченные полномочия, и он их оправдал. Мрамор привозили за 300 километров из уникальной раджпутанской каменоломни. По легенде, к строительству были привлечены иностранные архитекторы - венецианец и француз, но их подлинные имена не дошли до нас. Возможно, их вклад - это роскошный парк, который ведет к мавзолею. Весь комплекс это закрытый с трех сторон парк. Вход в него, похожий на дворец из красного камня, украшен белым узорным «портиком», сверху 11 (!) куполов, по бокам - две башни, также увенчаные белыми куполами. Ограда - это высокие галереи из красного песчаника, протянувшиеся к минаретам и мавзолею.
Парк гармонично дополняет весь ансамбль, поскольку спланирован как дорога, ведущая к главной святыне, его осью является оросительный канал, разделенный посредине пути мраморным бассейном. К четырем минаретам от него идут дорожки.
                      Со стороны реки ничего нет, чтобы ничто не заслоняло сам мавзолей.


Джамна здесь не очень спокойная, поэтому увидеть идеальное отражение практически невозможно, что подчеркивает иллюзию нереальности.
        Многие люди специально приходят на противоположный берег рано утром, чтобы увидеть воочию, как парит в предрассветном тумане это величественное здание, а с первыми лучами солнца начинается игра цвета на его стенах. Возможно, эта воздушность создается непривычными для нас пропорциями, когда высота равняется ширине фасада, а сам фасад прорезан огромными полукруглыми нишами и кажется невесомым.


А может, это главный купол уносит ввысь за собой всю остальную конструкцию - четыре малых купола и четыре минарета.
К самому сердцу ведет лестница, у ее начала оставляют обувь, как перед храмом... Беломраморная пена стен украшена искуснейшими мозаиками из тысяч драгоценных и полудрагоценных камней.


Сплетенные в изысканный орнамент стебли растений и вязь арабских букв, выложенных черным мрамором. Четырнадцать сур из Корана - традиционное украшение для мусульманской архитектура венчают своды арок над окнами. В центре - резная мраморная ширма,


                                   за которой видны две ложные гробницы, или кенотафы,


сами же склепы - под полом. Очень тихо, в открытые всем ветрам окна падают солнечные лучи. На стенах - гирлянды неувядающих каменных цветов, вечным ковром покрывающих пол и стены.


     Когда строительство подошло к концу, в 1653 году, стареющий правитель отдал приказ приступить к возведению второго здания - мавзолея для него самого, точной копии первого, но из черного мрамора. Это было уже безрассудством: страна разорена многочисленными войнами и дорогостоящим проектом, народ роптал. В 1658 году Шаха Джахана сверг его сын Аурангзеб. Он прекратил строительство второго мавзолея, а отца заточил до конца жизни в башне Красного Форта в Агре.

                 Там и провел оставшиеся 9 лет, в комнате, из окна которой был виден Тадж Махал.


Только после смерти он вновь воссоединился со своей любимой - согласно завещанию, его похоронили рядом, в одном с ней склепе.
     Сейчас мавзолей - одно из самых посещаемых мест не только туристами, но и самими индусами.
Когда-то огромные двери, символизировавшие вход в рай, были целиком из серебра, тонкий рисунок тысячами серебряных гвоздиков был выложен на них. Сейчас двери медные, прежние украдены. Да и драгоценные камни на фасаде и изнутри сильно поредели с тех пор. Нет и золотого парапета, и жемчужного покрывала на месте сожжения тел...
     Когда-то с минаретов влюбленными были совершены несколько самоубийств, теперь наверх не пройти, закрыто. Со всех четырех сторон мавзолея стоят полицейские, строго наблюдающие за тем, чтобы объективы не поворачивались в сторону национальной святыни. Фотографироваться туристам "на фоне" можно только с одной точки - от входа. Наверное, это правильно, ведь туда приходишь, чтобы наслаждаться зрелищем, а не думать о том, как это будет выглядеть в семейном альбоме.
На надгробиях всегда живые цветы.
Не мертвым людям - вечно живой Любви!






Hosted by uCoz