На главную страницу                 Индийский танец         

Скульптура - это застывший танец, а танец - ожившая скульптура...


ОДИССИ



Стиль танца Одисси возник в далекой древности в штате Орисса на Восточном побережье Индии.


О нем упоминается в древнейшем индийском трактате о драме и танце «НАТЬЯШАСТРА», датированном 3-4 в. н.э. Это лирический стиль танца, в нем существуют правила телодвижений, совершенно отличные от других видов. Его основным качеством является утонченность, а эстетика стиля строится на тесной связи поэзии и музыки.


Примерно в XV веке, во время правления династии Сурья, в Ориссе появилась абхинайя, или драматически выразительный танец.


К XVI веку в Ориссе было три вида танцовщиц: махари в храмах, начуни при королевском дворе и готипуа в акхадах (залах), выступавшие перед зрителями. Лишь махари допускались во внутренние священные помещения храма.


Их традиция строго соблюдалась, для них существовали жесткие правила поведения и этикета. Они вступали в простой "брак" с божеством, и так начиналось их служение ему. Их ритуальные танцы исполнялись в атмосфере возвышенной набожности.
Костюм танцовщицы Одисси составляет практичное и удобное шелковое сари. Возможно, махари носили его иначе, и не исключено, что их одежды украшались разноцветными камнями, но в наше время исполнительницы от этого отказались.


Лишь танцовщицы, берегущие традиции, мало что изменяют в своем костюме. Украшения делаются из серебра, хотя, возможно, раньше для этих целей применялось золото. На голове у исполнительницы - украшение матхамани, в ушах - капа, на запястьях - бахuчудu или тайuта, на талии – пояс тонкой работы; на ее щиколотках позванивают колокольчики, нанизанные на один ремешок; а на шее - ожерелье с медальоном, nадака-тuлака.
Костюмы современных исполнительниц Одисси обычно шьют специальные мастера. Поскольку такой шитый костюм одевать гораздо легче, чем сари (иногда танцовщицы меняют костюмы между танцевальными номерами) и смотрится более аккуратно из-за уже зашитых и заглаженных складок, танцовщицы предпочитают именно его. Пола сари (наиболее нарядный и украшенный конец сари) украшает его спереди и называется – фэн. Фэн может быть расположен по центру или спускаться по диагонали справа налево.


Одна из четырех частей абхинайи – ахарья, что включает в себя костюм, украшения и макияж. Ахарья необходима, так как танец представляет собой зрительное искусство.


Костюм Одисси подробно описан в литературе 15 века на языке ория, среди которой известна «Махабхарата» (на ория), написанная Капилендрадева.


Традиционный костюм:
Khandua Patani - орисское шелкового сари,
Gabha - заплетенные волосы, собранные в пучок,
Mukta Jali - сеткой для волос с жемчужинами и цветами,
Lalata bindhani и Sira Simantini - украшения на голове,
Chapasari - украшение на шее,
Dasavatara Mala - украшение на груди,
Subarna chudi - золотые браслеты на запястьях,
Вida и bahuti - браслеты на предплечьях,
Mudi - перстни на пальцах,
Mekhala - пояс,
Nupura (нупура) - бубенчики,
Макияж.

Подробные описания костюма можно также найти и в источниках 16 и 17 веков. Трактат на санскрите «Абхинайя Чандрика» описывает костюм, который использовали махари – храмовые танцовщицы (девадаси - «рабыни бога») в храме бога Джаганнатха, но их стиль одевания сари отличался от того, который был принят выступающими мальчиками (готипуа) и того, что используется в настоящее время. В то время предпочтение отдавалось ярким цветам – красному и зеленому. Канчула (кофточка), плотно облегающая фигуру, обычно была черной или красной с узором, похожим на букву V на груди и расшита камнями. Вокруг бедер оборачивалась ткань Nibibandha, закрепленная впереди. На талии завязывалась Jhuba - веревка с кистями на обоих концах. Готипуа так же использовали pattasari, которое более плотно прилегало к телу. Сари делилось на две ровные части, завязывалось на узел на животе и оборачивалось вокруг ног, образуя подобие штанов. Пола сари закреплялась впереди. Kanchula и nibibandha по-прежнему используются, а jhuba (веревка) - не употребляется давно, ее заменил металлический пояс.
Современный костюм поможет вам легко отличить исполнителя Одисси. На нем нет уже тех тяжелых вышивок камнями и узора напоминающего букву V уже не вышивают, так как грудь закрыта дупатой (красивым шарфом, иногда полупрозрачным). Виды одевания сари могут быть различны, но во всех вышитый конец сари закрепляют впереди.

Современный костюм включает:
Пушпачуда – украшение из цветов на голове с миниатюрным изображением храмовой башни (шикхара),
Капа – серги,
Натамани – украшение на лоб и пробор,
Бенгапатия – пояс,
Нупура – бубенчики,
Тайита – браслеты на предплечьях.

Все металлические украшения сильно отличаются от используемых в других классических танцах. Они изготовляются из серебра или белого металла имитирующего серебро.
Танцовщица Одисси красит брови чанданом.



Алта – красная краска - наносится на пальцы, ладони и подошвы, подчеркивая красоту движений рук и ног.





Кроме того, танцовщицы Одисси сооружают себе весьма сложную прическу в форме пучка, украшенного тахuйей, миниатюрным изображением храмовой гоnуры (башни); в волосы вплетаются венки из цветов.


В наши дни исполнительнице Одисси обычно аккомпанируют музыкант, играющий на мардале или пакхавадже, флейтист и певец.


Мардала - традиционный барабан, на котором играет гуру, отбивающий болы или произносящий вслух барабанные слоговые формулы. Эффектно используются и манджиры, маленькие медные тарелки.


По традиции махари пели сами, но в результате перехода танца на сцену и в большие залы эту задачу взял на себя профессиональный певец.


Рисунок танцев в стиле Одисси повторяет скульптурные позы, которые высечены на стенах орисских храмов.


Техника смены поз основана на координации трех как бы независимых друг от друга уровней корпуса: ног, тела и головы, каждый из которых выполняет свой пластический рисунок. Иногда танцовщица замирает в позе на несколько секунд и становится похожей на статуэтку. Это очень стилизованные, тонкие и изящные движения, создающие впечатление, что тело танцовщицы постоянно принимает позы, радующие глаз и доставляющие эстетическое наслаждение.









Hosted by uCoz