На главную страницу                 Индийский танец         

Скульптура - это застывший танец, а танец - ожившая скульптура...


БХАРАТАНАТЬЯМ






Сейчас в Индии самые широкие круги общественности знают, ценят и любят древние традиционные формы танцев, которые в течение долгих веков были достоянием храмов или дворов феодальных владык. Где-то в темной глубине тысячелетий теряются истоки танца бхарат-натьям - "индийского танца". Он связан с поклоненим богу Шиве и исполнять его должны были, по традиции, только посвященные в храмы девушки, именуемые девадаси, то есть "рабыни бога". Это был танец-молитва, танец - разговор с богом, и каждое движение танцовщицы, изменение положения рук и пальцев, каждое движение головы, каждая поза - все в нем имеет четкий смысл и определенное значение.
Эти молчаливые речи, воплощенные в безупречную пластику, совершенствовались и обогащались в течение неисчислимого количества веков. В каждом храме Шивы были свои группы девадаси.Девочка проходила обряд посвящения в 7 - 8 лет, а иногда и раньше, и с этого момента для не начиналась жизнь танцовщицы. День за днем, год за годом она начинала свой урок с того, что преклонялась перед изваянием Шивы-Натараджи, а потом часами отрабатывала с учителем сложнейшую технику танца.
Этот танец могли видеть только жрецы и молящиеся, да еще члены той же касты, к которой пренадлежала танцовщица - касты девадаси. Старшие женщины этой касты, уже завершившие путь танцовщиц бога, прислуживали молодым, а мужчины были музыкантами, изготовителями музыкальных инструментов, прислужниками в храмах.


Особенный стиль украшений танцовщицы восходит к древнейшим временам, когда обителью изящного искусства танца был храм, поэтому эти украшения принято называть "храмовыми".
Голову танцовщицы венчает украшение нЕттипАттам, напоминающее обруч, по обе стороны от пробора крепятся две заколки (сУрья прАбха и чАндра прАбха), они символизируют сияние солнца и луны. Грудь украшается двумя ожерельями (мАла, харАм, хар), одно из которых плотно прилегает к шее, второе более длинное и часто имеет жемчужные звенья (мУтху мала), талия - поясом (уддиЯна), уши - серьгами в виде небольших куполов (джИмики) и подвесками (мАттал), нос - сразу тремя украшениями (нАтху, бУллаку или пУллаку), запястья - браслетами, пальцы рук и ног - кольцами.

Причёска танцовщицы может представлять из себя либо узел на затылке, либо заплетённую косу. В обоих случаях используются специальные шиньоны (бан), которые в уложенном виде напоминают корону. Бан украшается большой круглой брошью рАгиди. В косу вплетается специальное украшение - кУнджалам, его завершают бархатные шарики или кисти.
Дополнение убора - гирлянды цветов пламенно-оранжевого канакАмбарам и/или белого жасмина, середина лба (межбровье) отмечается бИнди красного цвета ("точкой", от бИнду - центр). Бинди для индусов - напоминание о том, что они заключают в себе искру божественного, что они бесконечно малая часть (душа - джИва) бесконечно великого (бога - Атман).
Стопы и пальцы рук окрашиваются краской растительного происхождения, она называется альтА. Её красный цвет - символ жизни, энергии, радости. Узор, покрывающий пальцы и стопы может быть растительным орнаментом или символическим (солярные символы, свастика, символ звука "ом").
На щиколотках танцовщицы укреплены бронзовые колокольчики гхУнгхру. Этот своеобразный ударный инструмент призван подчеркнуть красоту ритмического рисунка танца и посвящён богу Шиве Натарадже - владыке ритма.

Шли столетия, не меняя и не задевая этого давнего порядка вещей. И вот в свободной Индии это великое национальное искусство вырвалось из под сводов храмов и стало общенародным достоянием. Сейчас бхарат-натьям изучают во многих школах, а также и на дому, при помощи опытных преподавателей. Каждая выдающаяся танцовщица Индии в той или иной мере прошла школу этого танца.
А те, кто достиг в нем совершенства, известны не только в Индии, но и за ее пределами. Лучшие исполнительницы выезжают на гастроли в другие страны, чтобы знакомить мир с древнейшей формой индийской танцевальной культуры.










Hosted by uCoz